Электромобили выросли на 40% в третьем квартале, однако Zeekr продемонстрировал спад.

Спад продаж электромобилей: правительственная политика вызывает беспокойство Правительство продолжает колебаться в своем отношении к электромобилям. Периодически предлагая различные преференции и поддержки, позднее вводит новые положения, которые мешают развитию сектора. С начала текущего года утилизационный сбор для электромобилей увеличился в двадцать раз, поднявшись с 32 600 рублей до 667 400 рублей. В результате этого уже за первые три месяца 2023 года продажи обвалились: было реализовано всего 1854 электромобиля, что на 52% ниже уровня четвертого квартала 2024 года (3844 проданных единицы). Однако во втором квартале поставщики смогли адаптироваться к ситуации и продали 2546 машин, а в третьем квартале их количество расширилось до 3586 автомобилей. Как будет развиваться ситуация с продажами в дальнейшем? Напомним, что в конце прошлого года наблюдалось стабилизированное на уровне 1200 машин в месяц, что произошло перед сезонным снижением. В текущем году данные по продажам выглядят следующим образом: в апреле — 795 электромобилей, в мае — 786, в июне — 965, в июле — 1257, в августе — 1082, в сентябре — 1247. Ожидается также рост продаж электромобилей, произведенных в 2025 году: в апреле — 196 единиц, в мае — 334, в июне — 430, в июле — 543, в августе — 481 и в сентябре — 597. Таким образом, склады производителей усеяны автомобилями из предыдущих лет. Согласно данному сценарию, даже в случае повышения утилизационного сбора с 1 ноября вряд ли это помешает стабильным продажам на уровне 1000-1200 автомобилей в месяц по меньшей мере до следующего лета. Но введение новой сетки утилизационного сбора может оказывать серьезное влияние на импорт: среди 7986 зарегистрированных за девять месяцев электромобилей подавляющее большинство имеют мощность электродвигателей свыше 80 л.с., а значит, после изменения правил они не смогут воспользоваться льготным тарифом. Рассмотрим в деталях результаты третьего квартала. Лидирует Zeekr с 891 проданным автомобилем. Модель 001 остается самой продаваемой, за ней следуют 7Х (165), 009 (122), X (88) и 007 (67). Тем не менее, был отмечен спад доли Zeekr на российском рынке: если в четвертом квартале 2024 года доля составила 38%, то в третьем квартале она упала до 25%. Завод «Москвич» активно распродает запасы своей модели электромобиля 3е, производимой еще в ранее: с июля по август было реализовано 430 машин, 417 из которых отправлены юридическим лицам. С этой цифрой 3е занял вторую позицию на российском рынке. Однако решение завода переключиться на модели концерна SAIC ставит под угрозу будущее этой модели, ведь ее выпуск был приостановлен более года назад. Evolute реализован 539 единиц электромобилей, из которых самая популярная модель i-Pro составила лишь 363 экземпляра. Не может обрадовать и Amberauto с моделью А5, она продала всего лишь 277 автомобилей. Модель Ora, не нашедшая спрос на российском рынке, теперь реализуется по 50 единиц, тогда как Avatr, принадлежащий «Чангану», разошелся в количестве 263 машин. Отличный результат у компании BYD — 258 электромобилей на рынке. Остальные марки показывают меньшую реализацию: BMW и Porsche, к примеру, сумели продать по 51 и 15 электрических автомобилей. Оптимистичной нотой стало появление в продажах мини-автомобиля Eonyx М2, который был куплен двумя юридическими и одним физическим лицом. Возможно, у данного проекта «Автотора» есть шанс стать успешным, несмотря на свой запоздалый выход на рынок. В общем, стоит отметить, что ситуация на рынке электромобилей остается крайне неопределенной, и существует его шанс перерасти жизнеспособность или снова упасть. Ожидается, что корректировки в области утилизационного сбора повлияют на динамику продаж. Интересно, как это изменит спрос и ситуацию на рынке.