Лукашенко и НАН: странности вокруг белорусского электромобиля
Во время недавнего совещания президента Беларуси, Александра Лукашенко, с представителями Национальной академии наук (НАН) возникла комичная ситуация. Президент вспомнил о проекте "национального электромобиля" Belgee EX50, разрабатывавшегося в стране, и поинтересовался его текущим состоянием. Ученые, в ответ на вопрос, начали объяснять, что прототипы были сделаны на базе Geely Coolray и прошли процесс испытаний, но выйти на серийный выпуск мешает отсутствие необходимых навыков у белорусских предприятий.
Основной акцент во время общения на себя взял руководитель НАН Владимир Караник, который выразил проблему лаконично: "Александр Григорьевич, прототипы действительно есть. [...] Они выглядят как Coolray, стоят как Rolls-Royce, а ведут себя как Жигули". Этот момент стал известным благодаря показу на белорусском телевидении. Напомним, что работа над созданием электромобиля длилась почти 10 лет, при этом в проекте принимали участие множество предприятий, в числе которых — завод "Могилевлифтмаш", выпустивший тяговый электроаппарат. Однако в начале 2025 года ситуация изменилась, и проект закрыли: предварительные расчеты показали, что стоимость электромобиля из белорусских комплектующих будет слишком высокой даже при мелкосерийном производстве.